Вам, мои учителя

Редакция «Учительской газеты» обратилась к писателю фантасту И. Ефремову, автору широко известного в нашей стране романа «Туманность Андромеды» и других книг, с просьбой поделиться с читателями своими мыслями о работе учителя. Вот что он написал нашим читателям.

Учитель. Все значение этой благородной профессии по-настоящему осознано лишь в современности. Усложнение социальных отношений и всей человеческой жизни, ведущее к высшей, коммунистической форме общества, неизбежно сопровождается распространением и повышением уровня знаний. Всеобщее образование — уже не гуманистическая мечта, а железная необходимость. Но, пожалуй, впервые за всю историю человечества люди поняли, что образование еще не является важнейшим признаком подлинной культуры, что высокоученые могут придумывать и оправдывать бесчеловечные деяния, а люди с университетскими дипломами — убивать детей и строить концлагеря. Фашистская Германия или милитаристская Япония — грозные примеры того, что даже в будущем люди, которые поведут звездолеты, могут остаться духовно дикими. Следовательно, дело учителя не в одной лишь механической передаче той совокупности знаний, которая нужна образованному человеку.

Нужно еще другое. Нужно, чтобы знания не только обогащали человеческий разум, закладывая в него, как выражаются современные ученые, некую сумму информации, но и создавали гармонический, стройный духовный мир человека, находясь в соответствии с развитием его чувств и пониманием своего места и долга в жизни общества. Можно много говорить о том, как это должно быть сделано, но совершенно очевидно, что образование и воспитание человека должны находиться в неразрывной связи, как две стороны одного процесса. Программа Коммунистической партии и XXII съезд КПСС особенно остро поставили вопрос о важности воспитания для людей советского общества.

Но ведь хорошие учителя всегда были и хорошими воспитателями. Широкий кругозор таких людей всегда позволял им объяснять не только квадратные уравнения и правила синтаксиса, но и освещать многообразные проявления человеческой жизни, отвечая на запросы учеников. Каждый из нас может вспомнить своих учителей, встреча с которыми во многом определила всю последующую жизнь. Я, например, был удачлив, и многие из моих учителей — от школьного математика В. А. Давыдова или естественника Б. М. Ускова до академика П. П. Сушкина — были большими людьми и настоящими учителями.

Современная наука начала открывать нам всю величайшую сложность человеческого организма и его психики. Чем глубже мы познаем человека, тем смешнее нам кажутся утверждения кибернетиков — пусть даже и весьма авторитетных ученых, что электронные машины в скором времени превзойдут человека в творчестве и исследовании мира. Высказывания эти продиктованы той гибельной односторонностыо, которая непозволительна для людей, рассуждающих о широких проблемах, и так же непозволительна для учителей. На самом деле органиим человека весь пронизан тончайшими и сложнейшими связями с окружающим миром, установившимися в историческом развитии огромной длительности. Понимание этой сложности открывает нам необъятные перспективы. Оказывается, мозг человека — это аппарат познания такой силы и емкости, что способен нести в себе поистине громадные количества знаний. Наши обычные школьные и университетские программы представляют собою буквально крохи того, что может усвоить учащийся. Обычный средний человек, если бы он умел хотя бы наполовину использовать все возможности своего мозга, мог бы свободно владеть 50—60 языками и хранить в памяти сведения, в десятки раз превосходящие всю Большую Советскую Энциклопедию.

Как же совместить с этим постоянные (и действительно существующие) перегрузки наших учащихся, приводящие к нарушению физического воспитания и здоровья? Все дело в том, что человечество за многие тысячелетия своего существования еще не научилось учить. В психике человека существуют очень мощные защитные, тормозящие устройства, которые немедленно вступают в действие при ощущении однообразия, отсутствии интереса. Преодолеваются они только самим же человеком, так сказать, «изнутри» — увлечением, огнем поиска, желания, душевным подъемом. Надо ли приводить миллионы примеров, когда, увлеченные трудом, познанием, красотой люди работают без признаков утомления сутками подряд!

В будущем мы, несомненно научимся по-настоящему увлекать и заинтересовывать людей, но и сейчас умелые и знающие учителя обладают даром хотя бы частично приоткрывать защитные люки человеческой психики.

Конечно, нельзя считать, что все зависит только от учителя. Обучение, как и дружба, требует взаимности. Однако от учителя — передатчика знаний и воспитателя — требуется куда больше, чем от учащегося.

Мне хочется пожелать, чтобы все люди поняли величайшую важность деятельности учителя, окружив учителей еще большим вниманием, заботой и помощью. Но и подлинным учителем может быть только тот, кто понял всю лежащую на нем ответственность и всю трудность своего призвания. К этим настоящим учителям в канун Нового года направлены добрые чувства многих миллионов людей, одних — с благодарными воспоминаниями, других — с нетерпеливым ожиданием будущего.

Источник:

Учительская газета. 1962. 1 января.