Вышедшая в этом году в ивановском издательстве «ПресСто» новая монография В.В. Комиссарова о романе известного советского писателя-фантаста Ивана Антоновича Ефремова «Туманность Андромеды» дает возможность любителям этого литературного направления снова вспомнить 1960-е годы, когда хрущевская оттепель позволила отойти от идеологических догм и представить себе человечество, обращенное к другим планетам, вполне возможно населяемым иными существами, не похожими на земных людей, но обладающими такими же эмоциями, чувствами, как и земляне.
Автор монографии отошел от стандартного анализа романа, представив в начале разные моменты жизни писателя, его научные и литературные взгляды, а затем выделил те аспекты, которые характеризовали способность советской интеллигенции к пониманию будущего, ее футуристические проекты, представлявшие пути достижения светлого будущего.
В.В. Комиссаров использовал нестандартную структуру: между главами четкой направленности, например между гл. 1 — «Иван Ефремов и отечественная научная фантастика» и гл. 2 — «Иван Ефремов и партийно-государственная цензура» включил Конспирологическое отступление № 1 «Иван Ефремов и атомная бомба», а между гл. 2 и гл. 3 — «Социальное и футуристическое наполнение произведений И.А. Ефремова» Конспирологическое отступление № 2 — «Иван Ефремов в оперативной разработке КГБ». После гл. 3 дано еще одно подобное отступление № 3 «Иван Ефремов и братья Стругацкие». Все эти фрагменты расширяют представления о романе и его социально-общественной значимости, так ценимой интеллигенцией 1960—70-х годов.
Конспирологические отступления очень интересны, так как открывают новые черты писателя и одновременно дают сведения о людях, каким-либо образом причастных к отдельным моментам его жизни и произведений. Например, вставка № 1 анализирует версию об участии писателя в розыске и разведке радиоактивных руд и о его вкладе в создание атомной бомбы. Автор монографии справедливо подчеркнул, что желания писателя организовать палеонтологическую экспедицию по Гоби появилось еще до Великой Отечественной войны, когда об атомной бомбе не было разговоров. Но при этом И.А. Ефремов описал радиационную катастрофу в «Туманности Андромеды» и упомянул в «Часе быка» чудовищное сражение, которое представлялось ему как ядерное. Опасение возможной ядерной катастрофы, как об этом пишет исследователь, преследовало писателя до конца его жизни, что может служить косвенным свидетельством участия фантаста в поисках урана в послевоенные годы.
Второе отступление — «Иван Ефремов в оперативной разработке КГБ» — посвящено малоизвестным событиям, о которых стали писать только в 1990-е годы. В.В. Комиссаров прав в том, что официальные документы до сих пор не открыты, есть только предположительные факты в виде слухов, притом достаточно противоречивые. Вполне возможно, что настанет время и будут открыты все архивы, в том числе и архивы КГБ, тогда широкой общественности предоставят те или иные факты по этому очень интересному вопросу: «было или не было». Следующим поколениям это будет более четко ясно, чем нам.
Рассматривая в третьей главе социальное и футуристическое наполнение произведений писателя, В.В. Комиссаров подчеркнул такую их особенность, как «достоверность, из которой вытекала их актуальность и социальная злободневность» (с. 68). Читая романы И.А. Ефремова, невольно веришь тому, о чем он пишет. Интересны и этические воззрения писателя и ученого: его главный вывод, что разрушение империй и гибель цивилизаций — это прежде всего результат кризиса нравственности (с. 86). В этой же главе любопытны экскурсы автора в историю экранизаций и инсценировок произведений писателя, которые затем приводят к Конспирологическому отступлению № 3 «Иван Ефремов и братья Стругацкие». В этом фрагменте монографии четко прослеживается мысль, что творчество И.А. Ефремова и братьев-писателей не противостоит друг другу, а является своего рода творческой дискуссией, на которую могли влиять какие-то отголоски личностных отношений и одновременно проблемы отношений с властью.
Совершенно справедлив вывод исследователя о том, что И.А. Ефремов своим литературным талантом смог дать начало новому этапу советской научной фантастики и в рамках марксистско-ленинского понимания коммунистического будущего показать развитие нового жанра футуристической литературы, что в то время было очень близко для сознания советской интеллигенции.
Монография В.В. Комиссарова представляет собой самостоятельное исследование и демонстрирует новый взгляд на историю советской фантастики в контексте развития и деятельности отечественной интеллигенции и может быть интересна не только для специалистов, но для всех любителей научно-фантастического жанра.