«Тера фантастика». — София, 2000. № 1.
«Случайностей не бывает»
Агни Йога |
В 1999 году болгарский Клуб «Друзья Рериха» отметил 125-летие со дня рождения Н.К. Рериха серией выставок и лекций в семи городах Болгарии. В апреле этого же года мы отметили и 25-летие Клуба фантастики им. И. Ефремова. Являясь членом-основателем обоих клубов и готовя материалы для лекций, я неожиданно осознал, какие глубокие нити связывают жизнь и творчество этих двух первопроходцев Новой Эпохи. Судите сами:
1. Оба родились в Петербурге (точнее, Ефремов — в д. Вырица Петербургской губернии, в 50 км от Извары, где сегодня дом-музей Рериха), учились там и получили образование по нескольким направлениям. Рерих окончил Художественную Академию, Юридический факультет Петербургского университета и прослушал курс по своему любимому предмету — истории. Ефремов учился на биологическом отделения Ленинградского университета (1924—26), а в 1935 окончил Ленинградский горный институт. Интерес к истории прошел красной нитью также и через все его творчество.
2. У обоих юношеский интерес к раскопкам и путешествиям перерос в профессиональную работу и удача сопутствовала их экспедициям и принесла им мировую известность. В «Лезвии бритвы» Ефремов описывает проводимую в 1916 г. в Петрограде выставку художника и ювелира Денисова-Уральского, на которой он мальчишкой дважды побывал вместе с матерью. Вполне возможно, его водили и на художественные выставки, где экспонировались картины Рериха. Детское увлечение красивыми камнями, выросло в увлечение минералогией и палеонтологией. Ефремов собрал выдающиеся коллекции, которые стали гордостью Палеонтологического музея в Москве и других музеев. А увлечение Рериха археологией началось также в юношеские годы в Изваре, и к 1916 г. он собрал самую большую коллекцию каменных предметов труда эпохи неолита — более 100000 (!) экземпляров.
3. В 1897 году молодой художник Николай Рерих встречается в Москве со Львом Толcтым, показывает дипломную картину «Гонец' и получает напутствие от великого писателя: «И в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь все снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет».
Через полвека заметил и оценил литературный талант только начинающего печататься Ивана Ефремова другой Толстой — Алексей Николаевич — автор «Аэлиты» и «Гиперболоида инженера Гарина». Встреча тоже состоялась в Москве, и в продолжении нескольких часов А.Н. Толстой беседовал с автором «Рассказов о необыкновенном» и интересовался своеобразным творческим методом Ефремова.
Эти встречи с большими писателями были единственными и для Рериха, и для Ефремова, но оба получили своеобразное напутствие и поверили в свое художественное и литературное призвание.
4. Объединяет их и стремление понять эволюцию, развитие человека с помощью образа женщины. Отношение к женщине в любой социальной структуре — это критерий социального и культурного прогресса человека, критерий того, в какой степени человек успел «очеловечиться» в своей исторической эволюции, — и это также кредо обоих мыслителей. При этом оба считают, что роль женщины в Новой Эпохе будет возрастать. В личной жизни у каждого верная спутница. Н.К. Рерих называет Елену Ивановну «моя другиня», Лада, вдохновительница, посвящает ей картины (Ведущая» и др.). И.А. Ефремов называет Таисию Иосифовну «мой ангел-хранитель», посвящает ей книгу «Таис Афинская».
5. Экспедиционные пути обоих многократно совпадают — в Северо-западной части России, в Средней Азии и особенно в Монголии. Н. Рерих руководит двумя экспедициями, которые исследуют Монголию и Манчжурию, специально интересуется районом пустыни Гоби, где работает в 1926—27 и в 1934—35 годах, описывает свою экспедицию в книге «Алтай-Гималаи» и в многочисленных статьях.
И. Ефремов возглавляет экспедицию в Монголию, которая в Гоби за три года (1946—1949) находит уникальные захоронения динозавров. Иван Антонович все это описывает в книге «Дорога ветров» и в ряде рассказов. Ефремов был и в Китае и готовил новую большую экспедицию, но из-за проблем со здоровьем не участвовал в ней.
И оба считают образцом путешественника Пржевальского. И оба — в плеяде самых известных исследователей Центральной Азии.
6. Оба первопроходца испытывают тяжелые удары тоталитарной государственной машины и «пристальное внимание» спецслужб. Очевидно, прав писатель В. Набоков, который сказал: «Есть еще посмертное надругательство, без которого никакая святая жизнь несовершенна». И Рерих, и Ефремов испытывают прижизненное и посмертное преследование, которое подтверждает эту максиму.
Рерих, начиная с 20-х годов и долго после своей смерти находится под ударами как советских, так и британских спецслужб. Одни считают его английским, американским, японским и кто знает каким еще шпионом (осуждены и расстреляны его сотрудники), а другие считают его «красным» агентом и организуют многочисленные тяжкие испытания на его пути. Только один пример: в 1930 г. англичане отказались пускать Рериха в Индию, завели на него «дело», которое вскоре так разбухло, что его пришлось перевозить на тачке. Когда Рерих все-таки сумел попасть в Индию, его переписка находилась под строгим наблюдением, многие письма исчезают. В СССР до 1956 г. имя Н.К. Рериха запрещено упоминать, а запрет на философские труды снимается только во время Перестройки.
Ефремову запрещают выезжать из страны (разрешают только в соцстраны — Монголия и Китай), а его переписка под строгим контролем. После опубликования романа «Час Быка» для писателя начинается новый, гораздо более тяжелый период. После докладной записки председателя КГБ Ю. Андропова в ЦК КПСС в 1970 г. проводится совещание, посвященное роману «Час Быка». В результате журнал «Техника — молодежи», где роман был опубликован, изъяли из библиотек, исчезли упоминания о Ефремове. Через месяц после смерти писателя в 1972 г. в его квартире был проведен 12-тичасовый обыск: по легенде КГБ, Ефремов был резидентом английской разведки Майклом Е., а «дело Ефремова» разрабатывалось еще 8 лет и разбухло до 40 томов. Вероятно, там есть сведения и о болгарском Клубе им. И. Ефремова, который был создан в 1974 году, и о наших встречах с его «завербованной» женой Таисией Иосифовной.
6а. Близка судьба и их известных коллекций. Рерих, как член Императорского археологического общества, проводит ряд археологических экспедиций, во время которых собирает уникальную коллекцию из 100000 каменных орудий труда эпохи неолита. Он известен и как крупный коллекционер, собравший 300 картин старых мастеров фламандской школы. Эти собрания имеют трагичную судьбу, так как после 1917 года они экспроприированы и утеряны, за исключением нескольких уцелевших картин в Эрмитаже.
После смерти Святослава Николаевича Рериха в 1993 году много картин и бесценных предметов, собранных во время азиатских экспедиций, тоже исчезают. Вообще это малоисследованная тема — многочисленные потери картин Н. Рериха (только в Болгарии в 1944 году исчезают 6 картин из частной коллекции, из 400 картин, подаренных Святославом Рерихом, сегодня осталось 250).
Ефремов во время геологических и палеонтологических экспедиций собирает коллекции, которыми гордятся такие музеи, как Палеонтологический музей в Москве и др. Но лучшие находки Ефремова тоже имеют тяжелую судьбу, что стало ясно, после публичного скандала в Палеонтологическом музее. Несколько уникальных скелетов динозавров исчезли в начале 90-х годов (были проданы японским коллекционерам), они стали жертвой «динозавромании», которая захлестнула мир после фильма «Jurassic Park».
7. Один из основных жизненных принципов Н. Рериха — использование так называемой «линии Бирбала». Есть притча о том, как Великий Акбар, император империи Моголов, дал следующую задачу своему визирю Бирбалу: начертав на песке линию, он предложил найти способ уменьшить ее, но не трогая ее. Бирбал нашел решение, начертав рядом другую линию, но длиннее. Этот принцип — делать гораздо больше, чем сделано другими, и в особенности врагами, позволяет Рериху находить решения там, где многие отказались бы. Так, в 1930 г., несмотря на большую международную поддержку, англичане отказывают Рериху дать индийскую визу. Тогда он уезжает в Пондишери, французскую колонию в Индии и оттуда проводит археологические раскопки в английской части и англичане в конце концов выдают ему визу.
И у Ефремова своя линия — принцип «Лезвие бритвы» — хрупкое равновесие, тонкая линия по которой надо пройти, чтобы реализовать в жизни развитие.
8. Для многих людей жизнь и творчество обоих мыслителей служили как бы отправной точкой, призмой, через которую по-новому смотрели на мир. Вот только один пример. Юрий Гагарин на второй день после приземления назвал И. Ефремова среди своих любимых писателей, а позже в воспоминаниях писал: «В библиотеке появилась новая книга «Туманность Андромеды». У себя в комнате мы читали ее по очереди. Автор посмотрел в будущее глазами ученого и художника, попытался первым показать жизнь через тысячелетия... И люди там интересные, и проблемы затронуты большие. А главное — вера в прогресс, в поступательное развитие общества».
Юрий Гагарин также впечатлен первыми выставками (в советское время — в 1959, 1960 годах) художника Н. Рериха. После полета, на вопрос журналистов, на что похожа наша планета из космоса, ответил, что она выглядит как картины Рериха.
Оба ученых в своем художественном творчестве одними из первых обратились к разработке этических основ ноосферной концепции, имеющей сегодня глобальное значение для судьбы мира, всей нашей планеты. В романе «Час Быка» (Здесь неточность; на самом деле — в романе «Лезвие бритвы», — прим. ред. web-страницы) Ефремов пишет: «Самый великий ученый нашего времени — Вернадский, ввел понятие ноосферы — суммы коллективных достижений человечества в духовной области, мысли и искусства. Она обнимает всех людей океаном, формирующим представления о мире, и надо ли говорить о том, как важно, чтобы воды этого океана оставались чистыми и прозрачными. Все усилия творческих людей должны быть направлены сюда, и нужно не только создавать новое, но и не позволять пачкать прежнее, вот еще одна громадная задача на пользу всему миру».
Ефремов хорошо знал художественное и литературное творчество Рериха и, идя своим путем, сделал многое для распространения этих идей в самое тяжелое инфернальное время.
Хотя судьба не собрала этих столь близких по духу людей при жизни, духовное общение между ними нарастало с годами. Сын Ефремова, Аллан, рассказал на Международном симпозиуме, посвященным 90-летию И. Ефремова, что его отец дружил с Юрием Рерихом, они переписывались, он неоднократно бывал у них, вплоть до своей неожиданной смерти, которая очень удивила всех: «Кстати сказать, отец обладал выраженным даром диагностики. Он мог ставить диагнозы и этим не раз удивлял врачей. По его мнению, ничто не предвещало поспешной кончины Юрия Николаевича Рериха».
Когда я познакомился с Таисией Иосифовной Ефремовой в 1974 г., я сфотографировал кабинет и библиотеку Ефремова. Через много лет, когда я пришел к учению семьи Рерихов, я с удивлением узнал в образе строгого восточного мудреца, карточка которого стояла на видном месте в библиотеке, портрет Махатмы Кут Хуми. Тогда я более внимательно просмотрел альбомы Н. Рериха и среди них открыл уникальный дореволюционный (1916 г.) альбом, отпечатанный всего в 500 нумерованных экземплярах. У Ефремова был отлично сохранившийся экземпляр, со штемпелем антиквара.
Одна из самых сильных и все более актуальных идей Ефремова — это «Академия горя и радости», которая, по его замыслу, должна осуществлять постоянную гуманитарную и экологическую экспертизу всего, что предпринимает или собирается предпринять человечество с точки зрения соответствия идеалу развивающейся гармонии. Эта Академия должна помочь пройти по лезвию бритвы, сохранив и свободу самореализации и ответственность за судьбы человечества, планеты, не впадая ни в догматический тоталитаризм (ценно только целое), ни в безответственный либерализм (ценен только капризный индивидуалист).
Путь к гармонии проходит и через проверку нашего отношения к культуре — и тут «Пакт Рериха» заложил крепкий фундамент в совместном строительстве Храма Культуры человечества. Стремление к развивающейся гармонии настолько сильно выражено в творчестве обоих мыслителей, что долго будет «горючим», для тех, кто хочет пройти по «лезвию бритвы».
Спросят — как перейти жизнь?
Отвечайте — как по струне бездну —
Красиво, бережно и стремительно.