«Пионерская правда». — 14.03.1972. — № 21 (5604). — С. 1.
1. Чем радуют или огорчают вас сегодняшние школьники? Всегда ли вами были довольны старшие в период вашего ученичества?
2. Осуществилась ли ваша детская мечта о профессии? Можно ли избежать ошибок в выборе своего места в жизни?
3. Кого, по-вашему, можно считать интересным человеком? Везёт ли вам в жизни на интересных людей?
4. Какие недостатки людей вас особенно раздражают? Есть ли недостатки у вас и как вы с ними боретесь?
5. Чем привлекательна область вашей деятельности? Что, по-вашему, сулит она через 30, 50, 100 лет?
6. Чем вы любите заниматься в свободное от работы время?
1. Сегодняшние школьники меня и радуют, и огорчают, как, наверное, и должно быть в жизни. Радуют своим острым восприятием точных наук и часто огорчают плохим знанием и неумелым подходом к наукам гуманитарным. Радуют стремлением путешествовать (и обладают к тому небывалыми прежде возможностями — у нас их не было!) и вместе с тем плохо знают географию, не помнят карт, совсем темны в исторической географии.
Радуют спортивностью, имеют возможности для занятий спортом, абсолютно не сравнимые с нашими, и в то же время некоторые совсем не умеют физически работать. И отношение у них к физическому труду пренебрежительное.
Ещё один недостаток современных школьников мне кажется самым серьёзным. Мало заботы о взрослых, нет желания помочь. Оказать какую-либо услугу старшему, учителю, товарищу даже считается чуть ли не постыдным делом, вроде подхалимства. Виноваты в этом серьёзном недостатке, я думаю, взрослые: неправильное воспитание с переоценкой собственных детей, еще, к сожалению, слишком частой у родителей.
В период моих школьных лет взрослые были мной зачастую недовольны. Учился я легко, времени на шалости оставалось много, был слишком живой, задиристый и горазд на выдумки.
2. Детская мечта о выборе профессии осуществилась с лихвой. С самых детских лет мечтал изучать ископаемых животных и добывать самоцветы. Так и сделался палеонтологом и горным инженером. Позднее, когда стал постарше и романтичнее, хотел стать моряком и много путешествовать. Был моряком и много путешествовал, правда, преимущественно по суше, но уж тут взяли верх геологические стремления.
Мне кажется, что избежать ошибок в выборе своего места в жизни нелегко. На это способны люди целеустремлённые и одарённые особыми способностями: художественными, музыкальными, математическими, спортивными. Или же очень скромные, ценящие труд люди, знающие свое место в жизни соответственно своим способностям. Из таких выходят великолепные мастера, знатоки своего дела: техники, литейщики, хлеборобы, столяры, портные, охотники, рыбаки, пользующиеся всеобщим уважением. Мечтатели и фантазёры обязательно должны некоторое время пометаться, меняя профессии, пока не утвердятся в какой-либо. Самое плохое, когда человека не интересует сам труд и его результаты. Тогда ни одна профессия не станет интересной.
3. Интересный человек, по-моему, тот, кто живо интересуется окружающим его миром, людьми и своей деятельностью. Такой человек обогатится знанием, наблюдениями и опытом и обогатит тех, кому посчастливится с ним повстречаться. Без этого интереса к миру и жизни даже самая захватывающая профессия не сделает человека духовно обогащённым.
В разные периоды жизни мне везло на интересных людей по-разному. В детстве и ранней юности везло, и я очень многим обязан и своим учителям, и учёным, и практикам: морякам, охотникам, приискателям. В зрелом возрасте интересных людей стало попадаться меньше, в пожилом — ещё меньше. Причина тут в большой занятости, в известном уединении путешественника и учёного и, может быть, возросшей требовательности к случайным знакомствам и встречам.
4. Особенно раздражают меня у людей лживость (с клеветой) и трусость. У самого, конечно, есть недостатки, и я пытаюсь преодолевать их, тренируя себя в действиях, обратных недостаткам. Один из главных моих дефектов — отсутствие терпеливости и снисходительности к малопонятливым и малоспособным людям, что сильно мешало мне как педагогу. В молодости я легко «подначивался» и потому мог совершать поступки нелепые. Теперь сам я не люблю подобных людей. Поддаваться «подначке» — это обезьянья глупость.
5. Область геологии (исторической) и палеонтологии привлекает двояко. Прослеживание хода истории Земли и жизни даёт возможность заглянуть и в будущее нашей планеты и её населения и представить величественную лестницу постепенного восхождения материи от почти неживого к разумному существу — человеку. В палеонтологии полностью сохранился азарт поиска невиданных зверей, уже исчезающий в биологии. Колоссальные толщи осадочных пластов земной коры таят в себе ещё великое множество чрезвычайно интересных животных и растений, каждая находка которых сулит новые представления о жизни прошлых геологических эпох в почти невообразимых глубинах времён. Несмотря на трудности, разочарования и ошибки, каждая раскопка волнует ожиданием открытий. Это сулит историческая геология и палеонтология сейчас и через 30 и 50, и 100 лет. Поле деятельности здесь неисчерпаемо, тем более что будет расширяться на Луну и другие планеты Солнечной системы.
6. Чем старше становишься, тем всё больше сокращается «свободное от работы время». Отчасти потому, что сам работаешь медленнее, с меньшей отдачей, отчасти потому, что становишься нужен всё большему числу людей — учеников, соратников, читателей. Ослабевает и физическое здоровье. Поэтому спорт, которым усиленно занимался в молодости, фотография и поездки к морю — в «среднем возрасте» сейчас заменены опять-таки кабинетной деятельностью: изучением искусства разных времён и народов в области изображения прекрасного в человеке. Кроме того, всегда любил мастерить по дому: владею немного слесарным и плотницким делом.