Интересные факты

В автобиографиях Иван Ефремов всегда указывал 1907 год рождения, но его биографы утверждают, что, согласно метрическим книгам, он родился в 1908 году, а затем добавил себе возраст, чтобы раньше начать работать. По этой причине все юбилейные даты ученого и писателя отмечаются дважды.

* * *

Из-за «неправильного» социального происхождения (Иван Ефремов был сыном богатого лесопромышленника и купца Антипа Ефремова) в 1930-х годах Ефремова не приняли в ряды Коммунистической партии. Его супруга Т.И. Ефремова рассказывала, что намного позднее, уже после публикации книги «Туманность Андромеды» писателю предложили вступить в партию, но тут уж он сам отказался: «Социальное происхождение не изменилось», — ответил.

* * *

Ефремов стал прототипом Федора Симеоновича Киврина в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». В одном из интервью с Борисом Стругацким читатели задали вопрос: «Когда-то давно в Интервью Вы вспоминали манеру говорить Ивана Ефремова. Вопрос: не повлиял ли Ефремов на образ Федора Симеоновича Киврина в ПНС: "П-проклятье, опять ч-червивое сделал"»? На что Борис Натанович ответил: «Безусловно! Федор Симеонович писался именно и только с Ивана Антоновича. По-моему, получилось очень похоже».

* * *

По словам Любови Печерикиной, часто помогавшей по хозяйству вдове Максимилиана Волошина, автор романов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час Быка» и «Таис Афинская» часто приезжал в Коктебель, чтобы писать свои произведения.

* * *

В 1940-е годы Ефремов разработал тафономию — учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород. За эту работу он был удостоен Сталинской премии.

* * *

В 1955 году на «Ереванской киностудии» был снят художественный фильм «Призраки покидают вершины». Режиссеры кинокартины: Эразм Карамян и Степан Кеворков, авторы сценария: Эразм Карамян и Григорий Колтунов. Сюжет фильма очень напоминает рассказ Ивана Ефремова «Озеро горных духов», написанный им в 1944-м и опубликованный в 1946 году. Основная сюжетная линия рассказа Ефремова — труднодоступное озеро в горах, таинственные тени над ним, которые местные жители называют «горными духами». Напрасные попытки немногочисленных смельчаков попасть в место их обитания, а затем успешная экспедиция геологов, открывшая ртутное озеро, которое и было причиной этого необычного явления. Разница между сюжетами рассказа и фильма заключается только в географическом положении озера и в именах действующих лиц, да в некоторых художественных деталях фильма. Очевидно, что сценарий картины был написан по мотивам рассказа Ефремова. Но, к сожалению, по неизвестным причинам создатели фильма не сочли нужным упомянуть автора рассказа. На сходство сюжетов сразу же обратили внимание зрители.

* * *

В 1962 году Иван Ефремов в статье «Наука и научная фантастика» привел три основных разновидности дешевой бульварной литературы:

БЕМ (Bug and Monster) — о гигантских насекомых и чудовищах, вторгающихся на Землю из Космоса;

ЭмЭс (Mad Scientist) — о безумных ученых, открывающих ужаснейшие способы истребления людей;

Ю.Л. (Upheaval Literature) — литература катастроф, непременно случающихся с нашей бедной Землей или с иными планетами.

Через много лет после этого Аркадий Стругацкий (под псевдонимом С. Ярославцев) написал сказку «Экспедиция в преисподнюю», в которой основные силы вражеской Планеты Негодяев представляли именно злобные насекомые и чудовища: Кровожадная Сколопендра, Великий Спрут, тарантулы и прочие зверюги. Среди пришельцев на Землю были также удивительные существа: мохнатый Мээс (странная тварь, похожая одновременно на пингвина, слона, летучую мышь и кролика), у которого эти самые «МС» расшифровывались как «Мерзкий Старикашка» и двуглавый Юл. Нет никаких сомнений, что таким образом Аркадий Стругацкий весело вспомнил давнюю статью Ивана Ефремова.

* * *

По воспоминания Аллана Ивановича, сына Ивана Антоновича Ефремова, отцу часто присылали пачки рукописей на рецензию. Однажды прислали роман Роберта Штильмарка «Наследник из Калькутты». Написан он был в лагерях ГУЛАГа, это была огромная рукопись, переписанная десятью разными почерками в десяти тетрадях и на оберточной бумаге. Иван Ефремов дал прочитать рукопись сыну и его другу. Аллан Ефремов вспоминал: «Мы прочли взахлеб и высказали свой восторг отцу. Он пробил все-таки этот приключенческий роман, и тот был в конце концов издан». Роман вышел в 1958 году в серии «Библиотека приключений и научной фантастики» и стал бестселлером.

* * *

В честь Ивана Ефремова названа малая планета 2269 Ефремиана, открытая 2 мая 1976 года советским астрономом Николаем Черных.

* * *

В честь Ивана Ефремова назван вымерший ящер ивантозавр (лат. Ivantosaurus ensifer) — примитивный терапсид.

* * *

Повесть Ивана Ефремова «Катти Сарк» непосредственно повлияла на судьбу знаменитого британского парусника, ныне отреставрированного энтузиастами и стоящего на берегу Темзы.

* * *

В 1947 году в журнале «Знание — сила» впервые публикуется повесть И.А. Ефремова «Звездные корабли», в котором под именем профессора Алексея Петровича Шатрова автором выведен образ его друга и известного ученого-палеонтолога Алексея Петровича Быстрова. В 1963-м в романе «Лезвие бритвы» прототипом главного героя Ивана Гирина также послужил А.П. Быстров.

* * *

В романе «Час Быка», написанном в конце 60-х, Ефремов первым предупредил общество о грозящей человечеству социальной, экологической и нравственной катастрофе. После первой публикации роман был запрещен, изъят из библиотек и не переиздавался до конца 80-х годов.

* * *

Изданная во Франции в 1970 году 10-томная серия «Шедевры мировой фантастики» открывается романом И.А. Ефремова «Туманность Андромеды».

* * *

В 1947 году в журнале «Знание — сила» впервые публикуется повесть И.А. Ефремова «Звездные корабли», в котором под именем профессора Алексея Петровича Шатрова автором выведен образ его друга и известного ученого-палеонтолога Алексея Петровича Быстрова. В 1963-м в романе «Лезвие бритвы» прототипом главного героя Ивана Гирина также послужил А.П. Быстров.

* * *

В 1970 году корреспондент газеты «Гудок» задал Ефремову вопрос: «Ваше увлечение в свободное время?», на что Иван Антонович неожиданно ответил: «Не увлечение, а так, мелкая страстишка. "Собирание красавиц", как шутя называют у нас в семье. Когда нужно было иллюстрировать "Туманность Андромеды", оказалось, что художники не умеют рисовать красивых женщин. Разучились... Я стал вырезать из разных журналов фотографии, чтобы дать художникам материал. И вот у меня теперь несколько папок портретов красавиц, с которыми я не знаю, что делать...»

* * *

Роман «Час Быка» писатель поначалу хотел назвать «Долгая Заря».

* * *

По факту смерти писателя КГБ СССР завел уголовное дело, прекращенное 4 марта 1974 года. Через месяц после смерти Ефремова КГБ (считается, что это единственный случай за всю историю органов) провел в его квартире обыск. Причины до сих не ясны, есть даже предположение, что Ефремов подозревался в связях с инопланетянами.

* * *

Иван Ефремов был левшой и гордился этим: «У левши левая и правая сторона развиты одинаково», — говорил он при случае, как бы объясняя свои успехи.

* * *

В 1945 году Иван Антонович Ефремов вместе с Владимиром Афанасьевичем Обручевым воссоздал журнал путешествий и приключений «Вокруг света», который был закрыт во время войны, первое время возглавлял его редакционную коллегию. При его поддержке печатались произведения молодых фантастов, например, братьев Аркадия и Бориса Стругацких.

* * *

В своих произведениях Иван Антонович Ефремов описывал научные открытия, события и явления, которые на тот момент казались неосуществимыми. Но прошло совсем немного времени и многие научные предсказания Ефремова стали реальностью. Дальнейшее будущее человечества покажет, оправдается ли вера Ивана Ефремова в развитие человека.

* * *

В СССР и за рубежом произведения Ивана Ефремова издавали более 400 раз, только в нашей стране тираж его произведений приближается к 20 миллионам экземпляров.

* * *

В конце жизни Ефремов начал работать над романом «Чаша отравы». Основываясь на идее Вернадского о ноосфере, он планировал проследить пути «отравления» сознания человека и человечества в целом всеми возможными методами: через религию, СМИ и псевдонауку. Иван Ефремов так формулировал замысел новой книги: «Я хочу сказать о том, что надо предпринять для очищения ноосферы Земли, отравленной невежеством, ненавистью, страхом, недоверием, показать, что надо сделать для того, чтобы уничтожить все фантомы, насилующие природу человека, ломающие его разум и волю».

* * *

Иван Антонович Ефремов обладал уникальной фотографической памятью. По воспоминаниям людей, которые хорошо его знали, он мог наизусть читать многие художественные произведения. В частности, Н.И. Новожилов, участник Верхне-Чарской партии Прибайкальской геологической экспедиции 1934 года, которой руководил Ефремов, вспоминал: «У Ивана Антоновича была исключительная память. Когда мы в свободные часы лежали в сарае, он читал мне на память, не рассказывал, а именно читал. В моей полевой книжке записано 15 названий. Вот некоторые из них: "Алые паруса" и "Лоцман Битт-Бой, приносящий счастье" А.С. Грина, "Борьба за огонь" Ж. Рони-старшего, "Конец сказки" Джека Лондона, "Дитя из слоновой кости" Райдера Хаггарда, "Горизонт" Роберта Кэрса. Долго лежать в одном положении утомительно, я вертелся вокруг своей оси, и, когда отворачивался от Ивана Антоновича, создавалось впечатление, будто он читает по книге».

На правах рекламы:

форма 086/у Автозаводская