Клипер «Катти Сарк»

Иван Ефремов в 1944 году опубликовал рассказ «Катти Сарк», в котором подробно рассказал о судьбе одного из самых известных в прошлым парусных кораблей — чайном клипере под названием «Катти Сарк». В 1952-м рассказ был переведен на английский и опубликован в Великобритании. После этой публикации было основано британское общество, главной целью которого стало восстановление и сохранение «Катти Сарк». На собранные деньги заброшенное и полуразрушенное на тот момент уникальное судно было восстановлено и помещено в 1954 году на стоянку в сухой док в Гринвиче. Активисты общества «Катти Сарк» прислали Ивану Ефремову дополнительные материалы по истории этого корабля. Писатель дополнил рассказ новыми подробностями. Окончательный вариант был напечатан в 1957 году.

История чайного клипера «Катти Сарк»

«Катти Сарк» — самый известный в истории мореплавания клипер. Клипер — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip) обводами корпуса. Он был построен по проекту Геркулеса Линтона. Впервые его спустили на воду 23 ноября 1869 года. В переводе с шотландского «Cutty Sark» означает «Короткая рубашка». Владелец корабля капитан Джон Уоллис назвал его в честь шотландской ведьмы Нэн Короткая рубашка, которой с давних времен пугали детей. Этой молодой и красивой ведьме посвящена поэма Роберта Бёрнса «Тэм О’Шентер». Говорят, что однажды капитан увидел картину, на которой была изображена Нэн, влюбился в нее. Суеверные моряки не были в восторге от такого названия, но капитан был непреклонен. На носу клипера по его заказу установили фигуру Нэн Короткой рубашки. Сохранился набросок Г. Линтона для носовой фигуры клипера, по которому талантливый мастер по дереву Ф. Хельер из Блэкуэлла вырезал фигуру прекрасной девушки с лошадиным хвостом в руках. Многочисленные штормы периодически лишали прекрасную ведьму частей ее тела, но их тут же восстанавливали.

Технические данные клипера:

Водоизмещение: 2130 т
Длина полная: 85,4 м
Ширина: 11,2 м
Осадка: 6,6 м
Высота грот-мачты: 46,3 м
Общая площадь парусов: 2985 кв. м

На тот момент клипер был одним из самых быстроходных суден. Именно такие корабли были нужны для перевозки чая из Китая в Англию. Между ними часто устраивались гонки, и судно, которое первым приходило в порт назначения, получало в несколько раз больше денег, чем запоздавшие. Таким образом достигалась главная цель — привезенный чай был высокого качества, ведь за время долгого путешествия он терял свои вкусовые свойства.

Судьба «Катти Сарк» была довольно счастливой. За год до этого был построен чайный клипер «Фермопилы», его мореходные качества были превосходны, он без труда выиграл свою первую чайную регату. Очередная регата стартовала в 1872 году, парусник «Фермопилы» вышел из порта на несколько часов раньше «Катти Сарк», но пришли в пункт назначения они одновременно, на обратном пути корабль Уиллиса потерял руль, но капитан нашел выход из положения, он сделал новый руль и прибыл в Англию всего на неделю позже своего соперника. Это принесло «Катти Сарк» известность и славу. В течение двадцати пяти лет два клипера соперничали. После того как на чайный рынок вышел Цейлон, долгие походы в Китай стали невыгодны, клипера стари совершать рейсы в Австралию за шерстью. Во время одного из сильнейших штормов «Катти Сарк» потерял все мачты, но после восстановления вновь вышел в плавание.

Клипер несколько раз менял владельцев. Постепенно парусники вытеснялись паровыми судами. Капитан Уилфред Доумен, ставший очередным хозяином судна, полностью восстановил его первоначальный вид и стал использовать в качестве стационарного учебного корабля.

С 1954 года клипер «Катти Сарк» находится на вечной стоянке в сухом доке Гринвича. 21 мая 2007 года на корабле возник сильнейший пожар. Он уничтожил примерно 75% всей деревянной обшивки. Повторное открытие состоялось в апреле 2012 года. На нем присутствовала королева Елизавета. В настоящее время клипер является одной из главных туристических достопримечательностей Гринвича.

В честь «Катти Сарк» назван сорт виски. Его производит компания Berry Brothers and Rudd, она же является спонсором парусной регаты, носящей имя «Катти Сарк». В 2011 году в Белоруссии выпустили памятные монеты в 1 рубль (медно-никелевая) и 20 рублей (серебряная) с изображением парусника «Катти Сарк».

На правах рекламы:

Психологическая помощь алкоголикам и наркоманам http://www.ksvobode.com.

авиабилеты забронировать без оплаты