Д. Вейдор. «Административная система планеты Ян-Ях»

«Комсомолец». — 1990, 3, 17 апр. — № 63, 72 (13599, 13608). — С. 3.

Эта очень, на мой взгляд, любопытная статья о творчестве И.А. Ефремова, которую мы перепечатываем из фэнзина «Бойцовый кот» (вышел пока только первый его номер), редактируемого Всеволодом МАРТЫНЕНКО (Москва), написана в несколько ином плане, чем материал прошлого нашего выпуска (Л. Норин. «Великое кольцо». «Комсомолец», № 53, 55). И дело здесь не только в том, что они преследуют, по существу, разные задачи (в частности, сегодняшняя наша публикация рассматривает более узкий вопрос — устройство административной системы на планете Ян-Ях в социально-философском романе Ефремова «Час Быка»), несколько иной у них и подход, сама интонация, да и оценки.

Думается, есть в чем не согласиться с этой работой, но то, что она представляет интерес для любителей фантастики, на мой взгляд, — несомненно.

Ведущий выпуска.

* * *

Обращаясь к общественному устройству планет, описываемых в произведениях Ивана «Антоновича Ефремова, нельзя не остановиться на особенностях господствующего режима планеты Торманс (в рассматриваемом периоде носящей названия Тор-ми осс и Ян-Ях — по имени жены главы правительства Янтре Яхах).

Уже с самого начала чехарда с названиями дает понять, какого толка общество существует на планете. Все же для успешного разбора надо перечислить основные черты, присущие этому обществу:

— Четкая иерархическая структура с затрудненным переходом с одной ступени на другую.

— Стоящая над обществом система управления, не принадлежащая ни к одному из производящих классов.

— Разветвленный аппарат подавления, подотчетный только верховному органу власти.

— Регулирование срока и уровня жизни в рамках отдельных классов.

— Регулирование численности общества в целом и пропорций классов в нем.

— Осуществление принципа «разделяй и властвуй», поддерживание ненависти классов друг к другу. Наличие части общества, не включенной в него формально, но необходимой как резерв или фактор устрашения.

— Манипулирование общественным сознанием при помощи средств массовой информации.

— Отсутствие каких-либо правовых гарантий для любого члена общества.

Теперь продемонстрируем все это на конкретных примерах более подробно и развернуто. Краткая историческая справка:

Планета Торманс (в переводе с древних языков — мучение) заселена примерно за две тысячи лет до событий, описываемых в «Часе Быка», потомками выходцев с Земли, бежавших в космос незадолго до последней войны. За это время уничтожено естественное экологическое равновесие, что привело незадолго до этого к наступлению Века Голода. Многочисленные войны дали главенство одному из полушарий, называемому теперь головным (проигравшее полушарие — хвостовое). Средство безболезненной смерти, открытое ранее, и служившее для ухода от преследований властей, взято на вооружение обществом для регулирования численности его членов. Кроме первого корабля с переселенцами, планета посещалась еще тремя звездолетами: одним — в век Мудрого Отказа, и двумя — мертвым кораблем и «Темным Пламенем» — в период правления Чойо Чагаса. Год планеты в четыре раза короче земного.

Общество Торманса составляют четыре основных класса: Административно-правящий (Совет Четырех, змееносцы, лиловые); ДЖИ — долгоживущие — техническая, гуманитарная, естественнонаучная интеллигенция, люди искусства; КЖИ — короткоживущие — производственно-обслуживающий класс; «Оскорбители двух благ» — благ долгой жизни и легкой смерти — антиобщественные элементы, отверженные экономически и территориально.

Совет Четырех включает великого председателя и троих его заместителей. Это высший правящий орган планеты. Не исключены и его высшие законодательные функции, но о принятии или изменении каких-либо законов не упоминается; жизнь населения определяется традициями предков с Белых звезд (государственный идеолого-исторический миф) и личной волей членов Совета Четырех или более мелких чиновников. Верховная власть не наследуется.

Следующая ступень управления состоит из чиновников-змееносцев различного ранга и является средним звеном управления. Сюда входят любые государственные служащие, отвечающие за идеологию, хозяйственную деятельность и воспроизводство своей административной системы. Диапазон должностей простирается от зонального управителя до ответственного за проведение «Встречи со Змеем» в Доме Собраний городского микрорайона. Формирование этого класса происходит на общих для любой бюрократии основаниях. Низшее звено управления существует на территориально-производственных началах, его идеологическое влияние ограничивается общими собраниями по месту работы.

Параллельно всем слоям общества существует аппарат подавления — армейско-полицейская организация «глаз владыки», лиловых. В чистом виде представляет собой организацию государственной безопасности, действующую исключительно против внутренних врагов — инакомыслящих, за неимением врагов внешних. Для отражения возможных нападений последних созданы войска Стражей Неба. Как в любой армии, выполняется принцип единоначалия и дисциплины. Вооружение не превосходит по уровню XX век: личное оружие включает весь диапазон ручного стрелкового от пистолетов до автоматических винтовок, используются реактивные самолеты и ракеты класса «земля-орбита», для перевозки высокопоставленных лиц применяются бронемашины класса представительских лимузинов. Развернутого военно-морского флота и бронетанковых войск не наблюдается, хотя упоминания о них в истории войн планеты встречаются довольно часто. Вероятно, эти рода войск в условиях отсутствия равноценного противника утратили свой смысл, так как с собственным народом воевать на море невозможно. Что касается танковых частей, то они должны были выродиться в полицейские соединения броневиков. Поэтому же, вероятно, не упоминается артиллерия, крупнокалиберные виды стрелкового оружия, ручное противотанковое оружие.

Группы интеллигенции всех отраслей объединены в класс ДЖИ. Долгая жизнь (в пределах средней продолжительности жизни XX века) даруется представителям этого класса по трем причинам: во-первых, подготовка специалиста требует времени и материальных затрат, окупающихся только при длительном его использовании, во-вторых, различие в сроках и уровне жизни ДЖИ и КЖИ помогает осуществлять принцип «разделяй и властвуй», держа интеллигенцию в постоянном страхе перед зверскими погромами торжествующего хама, в-третьих, то, что даровано, может быть, так же и отнято, это дает лишний козырь властям в их управлении массовой культурой и научно-техническим уровнем, создаваемым ДЖИ. В одной семье могут быть представители обоих регулируемых классов планеты, причем по «милостивому» закону ДЖИ может сохранить жизнь одного КЖИ из членов своей семьи. Жизнь ДЖИ и их семейств продлевается принудительно средствами примитивной медицины. Попытки проникнуть в «Дом нежной смерти» караются.

Класс КЖИ объединяет всех людей, непосредственно занятых в производстве материальных ценностей и обслуживании вышестоящих классов и самих себя. Краткость их жизни так же относительна — 101 год по календарю Ян-Ях. Но в нормальном земном летоисчислении этот срок равен всего 25 годам. Для землян того времени это еще юность, полудетство. Насильственное прекращение жизни оправдывается также тремя причинами: увеличение скорости оборота поколений, будто бы ведущее к прогрессу, отбор не способных к интеллектуальной деятельности, по мнению правительства, для монотонных физических работ и облегчение участи этих «неспособных», не затрачивающих время и силы на «бесполезное» обучение и не знающих мучений старости. По достижении двадцатипятилетия или в результате производственной травмы КЖИ направляются в «Дом нежной смерти». Туда же, или на принудительные работы, посылаются нарушители паспортного режима (в зависимости от их трудоспособности). Система «короткой жизни» позволяет точно дозировать информацию, доступную «КЖИ, достаточно надежно прерывает связь между поколениями, лишает КЖИ стимулов к самосовершенствованию и изменению строения общества.

Побочными явлениями этой системы является накопление отрицательных настроений среди КЖИ, уравновешивающее бодрячество массовой культуры и выход поощряемых насилий и издевательств над ДЖИ за рамки достаточности, признаваемой правительством, тенденции к неуправляемости и переходу в категорию «оскорбителей двух благ».

Эта часть общества формально в него не включена, не оценивается статистически и замалчивается зональными управителями. «Оскорбители двух благ» формируются скорее всего из тех, кто не прошел идеологическую обработку административной системы, родившись в отдаленных районах планеты, и тех, кто был этой системой отвергнут в силу совершения каких-либо преступлений или случайности. «Оскорбители...» ничего не производят и не связаны никакими моральными нормами. В этом их сходство с классом бюрократов-змееносцев. Но в отличие от последних, «оскорбители...» руководствуются не бюрократическими, а анархическими принципами, что отражается на их жизненном уровне. Живут за счет грабежа и собирательства, в отдельных проявлениях деградировав до первобытности. Не исключен каннибализм. «Оскорбители...» выполняют наряду с погромщиками-КЖИ и полицейскими формированиями «лиловых» роль кнута, удерживающего народ в городах, под властью административной системы. (Роль пряника — относительная обеспеченность благами цивилизации и личная безопасность в городах).

Закончив детальное рассмотрение административной системы планеты Ян-Ях, можно перейти к ответу на главный вопрос — в какой мере «Час Быка» является отражением современного человеческого, общества, общества Земли конца XX века.

До недавнего времени главенствующей гипотезой относительно этого произведения, бытовавшей у нас, была точка зрения одного из заместителей Великого председателя, видного змееносца от культуры времен застоя. По ней «Час Быка» негласно изымался из обращения, как книга, в извращенном виде показывающая и порочащая социалистическую действительность, ее великие цели. Каждый видит то, что хочет видеть, и если целью социализма в их понимании было построение общества, аналогичного тормансианскому, то «Час Быка» действительно подрывает основы такого общества.

Но на самом деле книга значительно шире и глубже, чем подкоп под конкретных чиновников. «Час Быка» не изображает социализм, капитализм или промежуточную формацию, полученную их слиянием прямо, в том виде, в каком они существуют сейчас. Это потому и фантастика, «последняя антиутопия», как ее называют, потому что она проецирует существующие во всех этих обществах тенденции в их развитии.

Иван Антонович Ефремов, несмотря на потрясающую фактическую точность предвидения, постоянно ошибался в сроках осуществления своих пророчеств. Старт первого искусственного спутника Земли заставил откорректировать даты событий «Туманности Андромеды» на целую тысячу лет. Исходя из информации, ставшей достоянием гласности в последние четыре года, можно твердо заявить: от построения общества, повторяющего тормансианское, нас отделяют не два тысячелетия а один шаг. Шаг длиной в одно-два поколения. Всякое утверждение требует доказательств, и вот они:

— Обстановка на Тормансе во многом обусловлена экологической ситуацией, истощением ресурсов полезных ископаемых, плодородия почвы, разнообразия биосферы. Тем не менее природа Торманса сопротивляется пассивно, отказываясь кормить человеческие орды в Век Голода, не поддерживая в людях человеческого своей скудостью и отчужденностью — даже море не отвечает здесь солевому составу крови, не дает слияния человека с природой. Но Торманс не знает кислотных дождей и слоев ДДТ в ледниках гор, питающих реки, не укутывается пеленой углекислоты, медленно, но верно повышающей температуру воздуха, его полярные шапки не усеиваются растапливающей их сажей и не обжариваются ультрафиолетом через раскрывающиеся с каждым годом все шире озонные дыры. На Тормансе мутации дали трупоядного шестилапого зверя, практически безобидного по большому счету. Постоянных атак осатаневших от мутагенных факторов вирусов гриппа, рака, СПИДа Торманс, в отличие от современной нам Земли, не знал. В целом, можно сказать, экологическая ситуация на Тормансе БЛАГОПОЛУЧНЕЕ, чем на Земле. Во всяком случае, на Тормансе она стабильнее, а Земля сейчас напоминает гранату с выдернутым кольцом, у которой боек удерживается предохранителем, и никто не знает, на какое время рассчитан запал — на десять или на полсотни лет?

— Отношение к человеку, несмотря на заверения обоих сторон (и капитализма, и социализма), уже сейчас достигло тормансианского уровня. На обоих полюсах наблюдается расслоение общества на избранных и прочих, которым подсовывается физическая и духовная жвачка — у нас это колбаса «из туалетной бумаги» и «произведения соцреализма» в его худшем значении, в альтернативной социальной системе — безумно разрекламированная, но такая же фальсифицированная пища и «западный образ жизни», склеенные воедино массовой культурой. И тут, и там лучшее получают эксплуататоры — называются ли они просто и честно миллионерами или предпочитают зваться номенклатурными работниками...

Конечно, до образования единой всепланетной культуры и всепланетной олигархии еще далековато...

Прямого ограничения срока жизни еще нет, и ни в одном законе он не оговаривается. Но на деле срок жизни «низшего» класса — людей, производящих материальные ценности, постоянно снижается. Его снижению способствуют и конвейерная, выматывающая система труда, и отягощенный эмоциональной невоспитанностью быт, и фальсифицированная, отупляющая массовая культура, и спиртное или другие наркотические вещества, в которых ищут отдыха и разрядки, не предоставляемых реальной жизнью (отсюда же тяга к неумеренному, недоставляющему настоящего наслаждения сексу, андеграунд-культуре, делающей все, что угодно, любую несусветицу, лишь бы отличаться от культуры официально-массово-государственной, насилию, позволяющему почувствовать мнимую, временную свободу от подавляющего общества).

Конечно, орд «оскорбителей двух благ», рыщущих по отдаленным районам, нет. Наши «оскорбители» тихо и до поры до времени мирно ходят по улицам тех же городов и сел, что и мы. В любом государстве теперь найдешь представителей общества, полностью или частично отторгаемых им и отвергающих его. В капиталистическом обществе это классические хиппи, панки, металлисты, рокеры, безработные, бродяги — взаимонеприятие человека и общества выражается открыто и зачастую внешне, как у четырех первых групп, идущих на конфликт добровольно (две последние группы отторгаются по инициативе общества, хотя иногда причиной для этого служит их несоответствие общественным стандартам). В обществе, которое известно нам более, все это принимает мимикрирующие, полулегальные формы, в связи с декларированной монолитностью, мнимым единением общества. Поэтому те же термины — хиппи, панки, металлисты, рокеры — у нас означают нечто другое. Отечественный БОМЖ — не традиционный американский бродяга. Налет полулегальности, постоянной полузапретности существования толкает казанских допризывников в «моталки», отличающиеся от банд «оскорбителей двух благ» только тем, что днем члены враждующих триб — обычные учащиеся школ и профтехучилищ. Здесь можно говорить или об ошибке Ивана Антоновича Ефремова, отделившего «оскорбителей» от законопослушных обывателей территориально, или об изменении общественной ситуации за двадцать лет, прошедших с написания «Часа Быка». Кстати, в тексте все-таки существует прямое указание на то, что на Земле наступал Час Быка в конце ЭРМ — то есть во время, отделенное от нынешнего десятью-пятьюдесятью годами.

Можно спросить, неужели все так мрачно? Да нет, пока еще это обратимо, и шаги из инферно делаются с обеих сторон. Впрочем, положительные сдвиги известны всем, и хочется верить, что эрозия культуры эскалация нетерпимости прекратятся. «Рок» (настоящий рок, а не продажный попс), и «реализм» (настоящий реализм, а не конъюнктурная мазня и писанина) перестанут быть ругательными словами, «секс» станет обозначать НОРМАЛЬНУЮ сторону человеческой жизни, а не заклятье, созвучное словам «грех», «стыд», и «СПИД», слова «идеология» и «мировоззрение» утратят судебно-лагерный привкус и станут приличными терминами, а не политическими обвинениями, а слова «национализм», «нетерпимость», «право силы», напротив, утеряют свою привлекательность для некоторых людей, как и явления, обозначаемые этими словами. Надеяться на лучшее надо...

Но все-таки, уважаемый читатель, как будет называться наша планета через пару дюжин лет?