Я.С. Рыкачев. «По страницам журналов. "Новый мир" № 4»

«Литературная газета». — 1945. — 21 июля. — С. 3.

<…>

В номере напечатаны «Рассказы о необыкновенном» И. Ефремова. Читатель уже знаком с этим талантливым автором, пишущим в своеобразном научно-фантастическом жанре, где элементы науки значительно превалируют над фантастикой, играющей зачастую лишь условно-служебную роль.

Темой двух новых рассказов И. Ефремова — «Алмазная труба» н «Белый Рог» — является героизм советских геологов и их беззаветная преданность долгу. «Фантастика» обоих рассказов почти единственно — в безмерности усилий, затраченных геологами Чурилиным и Усольцевым для достижения поставленной ими себе цели. Автору удалось показать, что усилия эти поистине фантастичны, а так как достигает он этого средствами художника, то подвиг советских геологов предстает читателю, как обобщенный образ советского героизма, обретающий сейчас, в свете великих побед, особое красноречие.

Рассказ «Белый Рог» несколько условен по сюжету. За долгое геологическое время верхняя толща искомой породы ушла глубоко в землю. Чтобы добраться до нее, надо пробить покров в тридцать метров глубины. Это трудная н дорогая работа; прежде, чем предпринять ее, надо знать, что она обещает. Ответ на этот вопрос может дать только утес Белый Рог: на его неприступной вершине уцелел маленький островок верхних слоев. Когда геологическая партия уже отчаялась в возможности добраться до вершины Белого Рога, ее начальник, геолог Усольцев, тайно от всех предпринимает эту фантастическую попытку. Описание его подъема на вершину полно захватывающего интереса.

Это многослойный рассказ, он осложнен любовью и вводом старинной легенды о человеке, который сотни лет назад также добрался до вершины Белого Рога. Автор остроумно пользуется этой легендой, как символом связи времен и вместе с тем — их различия: легендарный герой, добравшись до вершимы, возложил на нее золотой ханский меч, а Усольцев, обнаруживший этот меч, заменяет его простым геологическим молотком…

Рассказ «Алмазняя труба» сделан проще. Руководство отзывает обратно поисковую партию, посланную на разведку алмазных россыпей. Геолог Чурилин и его помощник на свой страх продолжают поиск, углубляясь в неизведанные, опасные места, в преддверии зимы, без коней, почти без запасов, пешком. И здесь трудности непомерно велики, но не столь фантастичны, как в «Белом Роге». Рассказ как бы вытянут в прямую линию: путь туда, путь обратно. Но и в нем есть немало превосходных деталей, сразу освещающих всю глубину физического и душевного напряжения героев-геологов.

Серьезным изъяном этих рассказов — и не только этих — является то, что их персонажи предстают читателю не как личности, а как некие категории: смелости, самоотверженности, упорства в достижении цели. Между геологами Чурилиным и Усольцевым — совершеннейшее, до полного совпадения, сходство, но нет никаких различий. Этим категориям лишь приданы имя и фамилия, и потому рассказы живут единственно за счет выразительности самого жанра, в котором автор является несомненным мастером. Это невнимание к индивидуальному характеру с особой резкостью сказывается, как только персонаж выводится из привычного автору жанра в жанр бытовой: тут сразу блекнут все слова, автор впадает в дурную беллетристику. К примеру, любовный эпизод в рассказе «Белый Рог» отзывает какой-то третьестепенной «романтикой», разительно диссонирующей с прекрасной романтикой подвига геолога Усольцева.

<…>