«Семь лун Земли» (О перспективах развития космонавтики. Новогодние мечтания) (1958)

«Дружба народов». — 1958. — № 1. С. 170—172.

Начинается 1958 год — первый в истории не только человечества но и всей солнечной системы, в который наша планета вступает с тремя лунами вместо одной. Пусть две новые добавочные луны еще очень маленькие и незрелые. Пусть они просуществуют всего миг перед гигантской длительностью времени космоса и снова останется все та же одна Луна, но сделанного великого шага никто не отнимет от человечества. Еще более знаменательно, какая из стран нашей, пока еще разделенной на куски планеты смогла совершить этот первый гигантский рывок в беспредельные пространства Космоса.

Это совершила первая в мире страна социализма. Только соединенные усилия материальных средств, воли и таланта многочисленного народа оказались реальной почвой осуществления самого дерзкого замысла, на какой когда-либо решался человек.

Вернемся мысленно на несколько тысячелетий назад. Встанем на берегу океана вместе с нашим далеким предком — не менее нас мужественным и смелым, но ничего еще не знающим человеком... Впереди — необъятное, неведомое море, ревущее и темное в грозную бурю, сияющее и знойное в тихий день, но не менее губительное для слабых человеческих сил. Позади — земля, непокоренная, полная врагов и хищных зверей, непонятных болезней, длинных голодных зим... На этой земле — хорошо, если нескольких родных людей может человек считать своими друзьями, рассчитывать на их помощь и защиту в трудный час.

Но разве может один человек, даже с несколькими помощниками построить корабль, способный плыть далеко в неведомый океан? Хорошо, если удастся большая лодка, чтобы достигнуть ближайшего островка. Над кораблем должны были трудиться уже много людей, приучая друг друга к взаимопомощи, осознавая необходимость строгой дисциплины. Но далеко еще было человечеству до понимания верного пути. В жестоком угнетении прошлых времен человек сам становился частью корабля. Прикованный к нему, он ворочал тяжкие весла, тупел и погибал в непосильной работе...

Прошло много столетий, и двадцатый век дал человечеству первое социалистическое государство, за которым последовали другие. Не все ясно представляют себе все значение этого события. Многим заслоняют горизонт трудности, естественные в каждом новом деле и тем большие, чем оно величественнее. Но эта ступень восхождения человечества качественно отличается от всего, что было ранее, так как наша страна создана сознательным применением общих законов развития к построению общества.

И вот результат — прошло всего сорок лет с того момента, как разоренная войной, голодная и неустроенная страна, населенная талантливым, но веками державшимся в темноте народом, вступила на нелегкий путь к высшей форме общества. А две луны, сделанные руками советских людей, уже совершают свой стремительный облет вокруг планеты, на границе черной бесконечности межзвездных пространств. И никому другому, кроме нас, еще не удалось хотя бы повторить это творчество первых крохотных небесных тел, созданных не богами, а простыми земными людьми.

Эти простые люди теперь стали на краю небесных бездн, в глубоком раздумье стараясь понять пути к их покорению, как некогда наш предок на берегу столь же необъятного для него и неизвестного океана. Но какая огромная разница! Главное даже не в том, что с помощью знания, накопленного тысячами поколений, человек может предвидеть многое из того, что ожидает его за голубым сводом воздушной оболочки Земли. И не в том, что он может выслать вместо себя вперед неживые механизмы, управляемые кибернетическими машинами, которые многое разведают для него в неведомом еще космосе. Самое важное, что человек в каждом великом деле более не одинок. Теперь устремление в космос — это дело не какой-то группы энтузиастов-мечтателей, а всего огромного народа. Это — тысячи могучих заводов, это — миллионы умелых рук, это — вся мощь технических достижений.

Но и наша социалистическая страна, как бы велика она ни была, уже не одна в мире. Теперь в одной шеренге идут не только все другие страны победившего социализма — половина всего человечества. А из другой его половины, все еще находящейся во власти капиталистических отношений, лучшие люди, конечно, присоединят свои усилия к нашим, потому что осуществляется самая великая, трудная и дерзкая мечта человечества. В осуществлении этой мечты — прокладывании дороги к звездам — мог бы участвовать и весь капиталистический мир. Это так же естественно и понятно, как понятна и естественна общая борьба против эпидемических болезней, вредителей сельскохозяйственных растений или стихийных бедствий — ураганов, землетрясений, наводнений.

Истинное несчастье человечества в том, что еще не всем стала понятной необходимость соединенной борьбы с еще одним страшным злом капитализма — войной, чем и пользуется правящая в капиталистических странах верхушка. Но чем больше совместных действий совершает человечество, тем яснее становится, что эти объединенные действия есть единственный путь к дальнейшему существованию и будущему процветанию. Разве не очевидно, что дорога к светлой и сознательной жизни для всех людей Земли только одна!

Это, конечно, еще дело будущего. Но не столь уж далекого будущего, как это кажется политическим деятелям, литераторам и законоведам капиталистического мира. Расцвет техники с конца прошлого столетия, к середине XX века превратился в стремительный бег, сдерживаемый только гигантским бременем военных расходов холодной войны и колоссальными разрушениями последней фашистской бойни. Этот бег техники, несущий с собой все большую мощь производительных сил и власти над природой, неизбежно ведет к всестороннему проникновению науки в жизнь общества. Вместе с наукой приходит и познание необходимости постройки общественных отношений на основе научного анализа законов общественного развития. Иными словами, приходит понимание неизбежности социалистической, а далее и коммунистической организации общества. Какими бы дымовыми завесами лживой пропаганды или даже военных выступлений ни пользовались бы враги нового, социализм все равно наступит на всей земле. Не хватает никакой фантазии, чтобы предвидеть тот стремительный взлет производительных сил, который последует, когда это наконец случится, и человечество, избавленное от страха войн и голода, возьмется за подлинное переустройство мира.

Но и теперь в странах социализма достаточно дружбы и силы, чтобы совершить первые, трудные шаги к овладению космосом.

В первый год запуска искусственных спутников, несущие их ракеты достигли уже скорости свыше восьми тысяч метров в секунду. Еще три тысячи метров и ракета достигнет так называемой скорости убегания, победит земное притяжение и сможет выйти в космическое пространство. Конечно, эта скорость еще очень мала не только для достижения самых близких звезд, но и ближайших планет нашей солнечной системы. Нет сомнения, что она будет очень скоро сильно повышена. Но и с такой скоростью ракета может достигнуть Луны. Облет Луны — дело самых ближайших лет.

Холодный и безжизненный серебряный шар, столько тысячелетий светивший людям во тьме ночей, казался недостижимым никакими человеческими ухищрениями. Наши мощные телескопы позволили изучить поверхность Луны гораздо более подробно, чем мы знаем дно наших земных океанов. Отдельные энтузиасты шли еще дальше в своем стремлении к знанию. Создалась отрасль геологии, которая называется селенологией или геологией Луны. Селенология заключается не только в наблюдении за тектоническим строением Луны; прослеживанием трещин, разломов, поднятий и опусканий, вулканических кратеров и выбросов из них, но и в прямом определении тех пород, из которых состоит поверхность нашего спутника. Единственная возможность для этого — наблюдение альбедо или отражательной способности, которая меняется у различных горных пород. Сравнение альбедо отдельных участков Луны с альбедо земных горных пород позволяет грубо определить состав больших площадей лунной поверхности. Правда, этому сильно мешает пыль от физического разрушения гор, покрывающая поверхность Луны. Из-за отсутствия воды и атмосферы эта пыль лежит нетронутой миллионы лет и только сила тяжести (в шесть раз меньшая, чем на Земле) заставляет пылинки и кусочки горных пород медленно сползать с крутых горных склонов...

Когда в 1948 году известный советский геолог профессор А.В. Хабаков опубликовал свою «геологию Луны», он выслушал немало снисходительных упреков в отрыве от реальной действительности. Действительно, геология недостижимого спутника в то время, когда на Земле и в нашем отечестве еще много неисследованных мест, может показаться праздной игрой ума. На самом деле, всякое серьезное научное исследование есть кирпич фундамента будущих исследований, ибо в окружающей нас природе, формировавшейся миллиарды лет, нет маловажных явлений.

И теперь геология Луны — вовсе не какое-то отвлеченное «знание для знания», а представляет существенное значение для полета первого лунного корабля, для посадки на Луну или для путешествия автоматической станции — танкетки по ее поверхности. Облет Луны ракетой с экипажем из ученых наблюдателей также будет совершен значительно скорее, чем думали раньше.

Собака Лайка отлично перенесла, без всяких чрезвычайных приспособлений, ускорение свыше восьми тысяч м/сек., при котором второй Спутник был выведен на свою орбиту. Не подлежит сомнению, что человек при определенной тренировке и технических мерах перенесет ускорение, необходимое для отрыва от планеты в космос. Еще четверть века — и на Луне будет воздвигнута большая научная станция, условия жизни в которой будут, пожалуй, более легкими, чем на современных научных станциях в Антарктиде. Одновременно с этим, несколько астрономических станций на искусственных спутниках окружат нашу планету. Над экватором Земли на высоте трех ее диаметров или примерно 1/10 расстояния до Луны (36 тыс. км) повиснет большой и долговечный искусственный спутник. Он будет совершать свой оборот вокруг Земли со скоростью, соответствующей скорости вращения земного шара, иными словами как бы висеть неподвижно над определенной точкой планеты. Впоследствии таких спутников станет два — для одновременных наблюдений на освещенной и теневой сторонах Земли. Еще два долговечных спутника-станции будут облетать планету перпендикулярно экватору на высоте около 60 тысяч километров. Промежуточная станция где-нибудь на высоте около 4500 километров должна будет пользоваться время от времени ракетными ускорителями, чтобы предупредить сползание с орбиты по направлению к Земле. На этой высоте сила тяготения нашей планеты будет еще очень сильной даже для небольшого искусственного небесного тела. Земля приобретет таким образом пять новых лун, а вместе со своим старинным спутником — Большой Луной — шесть.

Седьмой луной станет большая станция междупланетных кораблей, собранная из отдельных ракет на высоте не менее 15—20 тысяч километров. Наша маленькая Земля, которой по всем космическим законам полагается иметь не больше одной луны, будет иметь семь лун — число немногим уступающее гигантским планетам солнечной системы Юпитеру и Сатурну с их двенадцатью и девятью лунами. Интересно отметить, что Марс, меньший чем Земля, обладает двумя маленькими лунами, из которых одна — ближайшая, вращается в обратном направлении — с запада на восток. Этот внутренний спутник Фобос обегает вокруг планеты за 7 часов 40 минут и отстоит от ее поверхности менее, чем на 6 тысяч километров. Не мудрено, что высказывались предположения о том, что этот «лишний» спутник Марса — искусственный!

Картина будущих семи лун Земли может показаться фантастической и осуществимой лишь в каких-то отдаленных веках. Однако никогда не следует забывать неудачу одного из великих математиков современности — Симона Ньюкомба. Ньюкомб опубликовал в 1903 году математическое доказательство того, что полет аппарата тяжелее воздуха с грузом в виде человека невозможен. В том же 1903 году братья Райт осуществили такой полет.

Что же касается огромной сложности и трудности конструкции космических кораблей, то тут не лишне будет сделать следующее сопоставление. Если вернуться с помощью «машины времени» всего на сто лет назад и предложить лучшим техникам той эпохи сделать атомный ледокол или самолет ТУ-114, то даже, если бы снабдить их точнейшими рабочими чертежами этих машин, постройка оказалась бы невозможной. Невозможной не только из-за отсутствия доброкачественных материалов, точности обработки или сборки, но и вследствие полнейшего непонимания основных технических принципов подобных машин, которые теперь ясны человеку со средним образованием.

Таков колоссальный технический скачок, совершенный человечеством за столетие. И он намного больше того разрыва, который отделяет современную межконтинентальную ракету от первой фазы космического корабля.