§ 9. Абсолютная внутренняя хронология

Эта абсолютная хронология явным образом проявляется в «романах о будущем»: Эра Смешения Формаций (Темные века), Эра Разобщенного Мира, Эра Мирового Воссоединения, Эра Великого Кольца, Эра Встретившихся Рук. Несмотря на всю условность и фантастическую декоративность такой хронологии ее можно рассчитать и привязать к нашей обыденной реальности с почти пугающей точностью. При этом точкой отсчета может служить фраза Фай Родис о том, что «сейчас мы находимся в год Синей Лошади 51-го круга» (V. 2. С. 255). Такой способ датировки событий у многих читателей вызывал желание «расшифровать» его и соотнести с общепринятым календарем, что приводило к бурным дискуссиям в сети Интернет на различных форумах, посвященных творчеству И.А. Ефремова. К сожалению, профессиональные исследователи почти не уделяли внимания этой проблеме, а кто все-таки уделял1 — не отнеслись к ней с достаточной долей серьезности и допустили ряд ошибок и поспешных выводов. Поэтому для полноты анализа мира, созданного И.А. Ефремовым, просто необходимо разобраться в его хронологии.

У нас есть несколько авторских указаний на календарь:

1. «Историки для тех времен пользуются периодизацией, принятой в хрониках монастыря в Бан Тоголо в Каракоруме» (V. 2. С. 254)

2. «Прошедший год (1965. — Е.А.) по тибетским календарям был плохой — год белой змеи. Наступивший — год белой лошади (1966, соответственно. — Е.А.), по тем же приметам, должен быть куда как лучше»2.

3. Распространение мистицизма — «синий цикл семнадцатого круга» (V. 2. С. 254)

4. «Великое сражение Запада и Востока, или битва Мары, было <...> в год красной или огненной курицы семнадцатого круга <...> и продолжалось до года красного тигра» (V. 2. С. 254)

5. «ЭРМ началась в пятнадцатом, <...> а кончилась в черном цикле семнадцатого круга» (V. 2. С. 254)

6. Экспедиция на Торманс — «год синей лошади пятьдесят первого круга» (V. 2. С. 255).

С первого взгляда очевидно, что используется популярный в последние годы буддийский календарь, когда каждому году соответствует животное-покровитель и свой цвет. Но есть несколько не совсем ясных моментов: 1) в привычной нам системе два соседних года не могут носить один цвет, поэтому, просмотрев календари, мы можем обнаружить, что 1965 — год синей змеи, а 1966 — красной лошади; 2) не указано, с какого момента ведется отсчет. Таким образом, года-животные у И.А. Ефремова совпадают с нашими, а вот цвета. Попробуем разобраться.

Восточный календарь состоит из шестидесятилетнего круга, который «соответствует средней продолжительности человеческой жизни и потому воспринимается не только разумом, но и чувствами» (V. 2. С. 254). Круг разделен на пять двенадцатилетних циклов. Циклы именовались по стихиям, из которых состоит весь мир, — Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода. Каждой стихии соответствует свой цвет — синий, красный, желтый, белый и черный. Каждому году в цикле соответствует определенное животное: Мышь, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака, Кабан. Это основа.

Однако буддийский календарь не является единым: различают китайский и тибетский календари. В китайской традиции за начало циклической эры, т. е. за первый год первого цикла, принят год Дерева-Мыши, соответствующий 2637 г. до н. э.3. Таким образом, к настоящему времени прошло 77 полных циклов, и с 1984 г. начался 78-й цикл, а следующий, соответственно, начнется с 2044 года. Тибетский же календарь начинается с года Огня-Кролика, который в китайской традиции считается четвертым, а отсчет кругов идет с 1027 г.

Теперь попытаемся соотнести эти сведения с системой, применяемой И.А. Ефремовым. Последние годы мы пользуемся китайской системой и начинаем цикл с года Синей (Деревянной) Мыши, поэтому можно сказать, что годы у И.А. Ефремова считаются также по китайскому календарю, а вот циклы, скорее всего, — по тибетскому, так как год самого отдаленного будущего находится в 51 цикле, а мы сейчас — в 78. За тибетское перечисление циклов говорит также местоположение монастыря в Каракоруме (см. п. 1).

Теперь обратимся к письму И.А. Ефремова, в котором 1965 и 1966 года названы «белыми» (п. 2), и упоминанию некоего «синего цикла» (п. 3): если мы «поднимемся» по календарю от 1966 года, то выясним, что 1960 год был годом Белой Мыши. В итоге мы можем предположить, что И.А. Ефремов определял цвет года по первому году в цикле, тогда весь Круг можно поделить на 5 «цветных» циклов, начинающихся, как и положено, с Синего.

Всеми читателями интуитивно чувствуется, что сейчас мы живем в тот период истории, который И.А. Ефремов называл ЭРМ — Эра Разобщенного Мира, причем, в конце этой Эры, когда человечество стоит перед выбором: научиться жить в мире или погибнуть. Таким образом, предположительно мы находимся в 17 круге, точнее сейчас идет красный цикл, начавшийся в 1996 году, а сам 17 круг начался в 1984 г.: синий цикл — 1984—1995, красный — 1996—2007, дальше желтый — 2008—2019, белый — 2020—2031, черный 2032—2043.

Тогда сам писатель жил в 16 круге и годы 1965—66 — годы белого цикла 16 круга: белый цикл — 1960—1971, черный — 1972—1983, а затем начинается новый круг. Теперь для подтверждения нашей гипотезы надо определить первый год первого круга: до 1984 года прошло 16 полных циклов (16 × 60 = 960 лет), таким образом, год мыши первого круга — 1024 г. Но тибетский календарь начинается с года Кролика, то есть с четвертого года цикла, таким образом, мы получаем 1027 год, что полностью подтверждает нашу гипотезу и позволяет рассчитывать календарь дальше, в будущее.

Итак, для своих расчетов И.А. Ефремов пользовался модифицированным вариантом традиционного буддийского календаря, когда начало цикла и животное-покровитель считаются в китайской традиции, нумерация кругов идет по тибетской системе, а цвет года определяется по первому году в цикле, а не меняется каждый год, как это характерно для обеих систем.

Таким образом, прибытие экспедиции на Торманс происходит в «год синей лошади 51 круга». Учитывая все вышесказанное, сравнительно легко можно понять, что 51 круг начинается в 4024 году (18 круг начнется в 2044 году, следовательно, до 51 круга пройдет 33 полных цикла: 2044 + 33 × 60 = 4024), поэтому год Лошади — 4030 г.4

События на Тормансе же происходят спустя более чем две тысячи лет после того, как предки тормансиан улетели с Земли. Время их отлета можно указать еще точнее — оно случилось перед последним большим сражением во время серии битв, впоследствии названных историками будущего «Великим Сражением между Западом и Востоком, или битвой Мары» (V. 2. С. 254), а это сражение происходило с года красной или огненной курицы семнадцатого круга и продолжалось до года красного тигра. Красный цикл начался в 1996 г., но в традиционном варианте год Тигра идет до года Петуха, в интересующем нас круге год Тигра — 1998, а Петуха — 2005. Можно предположить, что И.А. Ефремов, просто перепутал начало и конец битвы, или сначала хотел назвать ее конец, а потом не заметил этого при редакторской правке5. Таким образом, годами битвы Мары мы будем считать 1998—2005. Это совпадает с годами, обозначенными самим писателем в его последнем письме к Э.К. Олсону, где И.А. Ефремов пересчитал старые индийские и тибетские пророчества о высших и низших пиках и обозначил их: «Низший пик в 1972 г. (письмо написано в 1969 г. — Е.А.), подъем в 1977 г. И огромный провал с колоссальными войнами в период между 1998 и 2005 гг. — временем Белого всадника из Мейтреи»6. Об этой же дате И.А. Ефремов говорит в интервью румынской газете «Скынтея» в 1970 году, когда упоминает катастрофу, которая произойдет «между 1998 и 2005 годами, если капиталистическая система общественных отношений будет продолжаться до того времени»7.

Косвенно эту дату подтверждает и то, что, видимо, это то самое сражение на поле Армагеддона после окончания Кали-Юги, про которое говорится в «Таис Афинской»: «Соединив в единое оба пророчества, Таис определила, что битва у Армагеддона произойдет только через двадцать три с половиной века после года ее рождения» (III С. 149). Эверетт Олсон, в своей книге «Другая сторона медали», помещает диаграмму, нарисованную Т.И. Ефремовой по материалам, оставшимся от И.А. Ефремова, на которой уже упоминавшаяся «битва Мары» прямо названа Армагеддоном («to Armageddon, the Battle of Mora»8), который произойдет в 2005 году: «time continues to Armageddon in 2005» [Ibid.].

В итоге пять относительно независимых источника подтверждают такую датировку. Таким образом, мы можем говорить о единой хронологии и об универсальном течении времени для всех произведений И.А. Ефремова, а не только для какого-либо одного из них.

Однако теперь, когда мы убедились в единстве мира писателя, очень интересно посмотреть, как общие законы поэтики волшебной сказки, ставшие основой фантастического жанра в целом, реализуются в конкретном фантастическом мире, созданном И.А. Ефремовым. Именно подробному анализу воспроизведения этих законов в творчестве И.А. Ефремова и будет посвящена следующая глава.

Примечания

1. Менделевич Э. Исторические и социальные взгляды Ивана Ефремова // Альманах «Андромеда». 1989. № 2. URL: http://lib.guru.ua/EFREMOW/s_socio.txt.

2. Иван Антонович Ефремов. Переписка с учеными. Неизданные работы. С. 183.

3. Структура и принцип буддийского календаря. URL: http://www.religio.ru/calhist/buddizm/23.html

4. Эммануил Менделевич проделал примерно те же подсчеты, но сделал поправки на сдвиг первого года в цикле и не был знаком с перепиской И.А. Ефремова, поэтому не знал о его распределении цветов, и в итоге он получил дату — 4055 год [Менделевич Э. Исторические и социальные взгляды Ивана Ефремова // Альманах «Андромеда». 1989. № 2. URL: http://lib.guru.ua/EFREMOW/s_socio.txt].

5. Подобный прецедент уже был в первом издании повести «Сердце Змеи», когда автор, описывая операцию, сначала собирался запускать аппарат через прямую кишку, а потом передумал и запустил его через рот, а путь не исправил. В итоге именно внимательные читатели указали писателю на несоответствие, которое и было исправлено в последующих изданиях. К сожалению, при жизни автора «Час Быка» более не издавался, поэтому не было возможность исправить неточности.

6. Иван Антонович Ефремов. Переписка с учеными. Неизданные работы. С. 191.

7. Неизвестный Иван Ефремов: мысли о нашем времени. URL: http://universe-tss.su/main/chel/15709-neizvestnvv-ivan-efremov-mvsli-o-nashem-vremeni.html

8. Olson E.C. The Other Side of the Medal. p. 150.